|
Строительство новой станции метро в Нижнем Новгороде – это
проект, финансируемый из федерального бюджета правительством России к
Всемирному чемпионату мира по футболу, который состоится в июне – июле 2018
года. Работы должны были начаться еще в 2013 году, когда правительство выделило
на строительство 13 миллиардов рублей. Но еле-еле начались в 2015 году. К
марту-апрелю этого года новую станцию метро обещали запустить, но по нашим
сведениям это вряд ли произойдет. Работы идут с отставанием от графика, рабочим
не выплачивают зарплату.
Новую станцию строят рядом с другой «стройкой века» -
стадионом на 45 000 мест стоимостью 18 миллиардов рублей. Это тоже федеральный
проект к ЧМ 2018. После чемпионата этот гигантский стадион в Нижнем Новгороде
окажется никому не нужен. Бывший губернатор Нижегородской области Шанцев, перед
выборами отправленный в отставку Путиным, активно лоббировал этот проект и
заявлял, что в Нижнем Новгороде негде выступить приезжающим артистам, нет,
якобы, достойной площадки. Но стадион на 45 000 мест для Нижнего Новгорода
это более чем избыточно. Концерты самых известных звезд шоу-бизнеса редко
собирают более 2 – 3 тысяч человек. Очевидно, это очередной пример «распила»
бюджетных средств.
По требованию ФИФА станция метро должна быть не более чем в
700 метров от стадиона, где проходят соревнования, поэтому метро «Стрелка» и
стали строить в этом месте. Но, как утверждает наш собеседник, рабочий метро,
вряд ли станция будет сдана в срок до апреля. А ведь власти обещали в мае там
уже пустить поезда.
Скандалы на строительстве метро «Стрелка» возникали уже не
раз. В августе и декабре 2017 года рабочие объявляли о том, что начинают
забастовку из-за невыплаты заработной платы. Тогда власти и руководство
фирмы-подрядчика шли на встречу рабочим, обещали все долги погасить, и рабочие
отказывались от начала забастовки. В октябре 2017 года московскими
следователями (а не нижегородскими!) было возбуждено уголовное дело по факту
хищении 40 миллионов рублей подрядчиком в сговоре с субподрядчиком. Гендиректора
ООО «Строительная компания «Управление строительством-620» (СК УС-620) Н.
Батырева арестовали в Москве. Его обвинили в том, что он перечислил
субподрядчику 40 млн рублей за работы, которые не проводились: такая схема
«отмывания» бюджетных денег, мошенничество. 
В феврале 2018 года вновь стало известно о том, что на
строительстве метро задерживают выплату зарплаты. В этот раз долги по зарплате
перед бригадами электромонтеров. Некоторым из них не платят с декабря 2017
года.
Столкнувшись с угрозой забастовки рабочих в августе и
декабре, подрядчики и субподрядчики сменили тактику и начали активно вербовать
на работу жителей других регионов, например из Самарской области, Республики
Коми, из нижегородской глубинки, деревень на севере области, при этом с
рабочими не заключают трудовых договоров, не подписывают вообще никаких
документов, все только на основе устных соглашений. Проработав несколько недель
и не получив зарплаты, такие работники просто бросают работу и уезжают домой на
последние деньги, даже не пытаясь защитить свои права и добиться оплаты. На их
место тут же принимают новых желающих работать. Многие стремятся попасть на эту
стройку, ведь известно, что это госзаказ, строительство освещается в СМИ,
работы курируют губернатор области и другие высокопоставленные чиновники.
Вот что рассказал нам
наш собеседник.
«Я увидел объявление с
вакансией электромонтера на сайте «Авито». Зарплата предлагалась по нижегородским меркам более чем
внушительная – 55 000 рублей. Я оставил в форме обратной связи свой
телефон и со мной сразу же связался представитель работодателя. Меня пригласили
на собеседование у проходной стройплощадки метро на улице Бетанкура на
следующий же день. Было похоже на то, что работники там были очень нужны и
срочно».
Во время собеседования представитель компании субподрядчика
(ООО «Импульс», зарегистрировано в Московской области) пообещал подписать с
работником договор подряда в течение пяти дней после начала работы и выплатить
в этот же срок аванс 5 000 рублей. Работать нужно было по прайс-листу с
расценками от субподрядчика, работа сдельная. Система такая: подрядчик спускает
субподрядчикам минимальные расценки, больше которых они не должны платить
рабочим. Введены они для того, чтобы рабочие не перебегали от одного
субподрядчика к другому, так как на стройке действуют несколько субподрядчиков,
и все они могут нанимать рабочих одной специальности, электромонтеров в данном
случае. Закрывает наряды всем субподрядчикам фирма Воронежметрострой.
Расценки на работу для конечных исполнителей минимальные, и
сколько на самом деле платит подрядчик субподрядчику за те или иные работы
(прокладку 1 метра кабеля, например) – не известно. Вероятно, гораздо больше. В
среднем же, по этому прайс-листу, получалось, что в день можно было заработать около
2 000 рублей. 
На следующий день работник уже приступил к работе.
Инструктаж по технике безопасности прошел как обычно: зашел в строительный
контейнер, расписался в каком-то журнале, это все. К слову, несчастные случаи
на строительстве как стадиона, так и метро были, в том числе несколько со
смертельным исходом. Никакой спецодежды на стройке не выдают, рабочие работают
в своей спецодежде. Так, наш собеседник за свой счет купил себе рабочий
комбинезон и резиновые сапоги. Условия работы в метро очень суровые: метро прокладывают под землей, работать
приходится в воде, на стройке несколько уровней и постоянно течет вода с
верхних уровней на нижние в колодцы, атмосфера очень влажная, холодно. По
словам рабочего за неделю работы у него разбухли ноги от постоянного пребывания
в резиновой зимней обуви и влажности, а спуск в «яму» он сравнивает со спуском
в ад:
«В метро постоянно на
голову течет вода, т.к. ведется наладка сантехники. Дышать нечем - вентиляция
еще не работает, а рабочие вместе с начальством курят прямо на объекте, кроме
того сверху греют бетон дизельными пушками - дурман тот еще - дизельный выхлоп
спускается на самое дно, где мы работаем. От одежды воняет так, что и через
неделю как будто танкистом работал». На стройке есть проблема и с антисанитарией. Туалетов пять,
это две пластиковые будки на улице, на берегу Мещерского озера, и еще три на
противоположной стороне стройки. По словам нашего собеседника, туалеты на
берегу озера не очищают, а кал и моча из них поступают прямо в озеро. Летом на
озере работает пляж, это излюбленное место купания жителей одноименного
микрорайона. Учитывая, сколько экскрементов в него поступило за время стройки
зимой, купание летом может стать не очень приятным, мягко говоря. Но даже в эти
туалеты не все рабочие ходят, т.к. из тоннеля идти до них далеко, нужно
проходить через КПП и предъявлять при этом пропуск, поэтому в туалет часто
ходят прямо в тоннеле.
Однажды на стройплощадку приехала проверка, по-видимому, из
администрации города, и всех работников, у которых не было фирменной спецодежды,
попросили спрятаться подальше от глаз проверяющих. На поверхность разрешили
выходить лишь счастливым обладателям фирменных синих жилеток с логотипом «СУ-620».
При этом субподрядчик делает коллективное фото всех работников, чтобы отправить
его подрядчику, видимо, в доказательство того, что рабочие набраны и работа
идет.
Коллегами по работе на стройке многие электромонтажники оказались приезжими
из области и из других регионов России. Их приглашали на работу, обещая высокую
зарплату, но на практике они были вынуждены работать бесплатно, выплату
зарплаты практически всем электромонтажникам задерживают. Работникам,
занимающимся бетонированием перекрытий – монолитчикам, выплатили кое-какой
аванс, но остальные заработанные деньги также задерживают. Это такая схема:
дать немного денег в начале, а затем кормить «завтраками». Бригаде
электромонтажников же вообще не заплатили, даже аванса.
Электромонтажники вынуждены покупать за свои деньги,
например, крепеж для работы:
«В крайний день моей
работы был разговор, что надо вешать светильники, но нет светильников и
крепежа, и поэтому они собирались идти в магазин за крепежом, чтобы крепить
кронштейны от светильников. Не было металлических стяжек - заставляли вязать на
проволочку, а потом переделывать когда появятся металлические хомуты-стяжки».
Даже на первый взгляд на стройплощадке вскрываются нарушения
проектной документации с целью сэкономить. Например, кабеля прокладываются не
по намеченным в проекте трассам, а по укороченным. При этом все кабеля уже
заранее оплачены и лежат на складе.
Но для нанятых рабочих стройматериалов на складе часто нет.
Работники сами покупают крепеж, но они не будут покупать другие материалы. Но если
нет материалов, то стоит и работа. Так,
за две недели работы наш собеседник почти неделю приезжал на стройплощадку
напрасно: задание мастер ему выдавал, но на складе ему говорили, что нет
материалов, и работа стояла. Для работников, работающих сдельно, это означает
отсутствие заработка.
По прошествии первой недели наш собеседник обещанного аванса
так и не получил. При этом он потратился не только на приобретение зимней
спецодежды, но и на бензин: свой инструмент он вынужден возить на личном
автомобиле, т.к. на общественном транспорте это делать проблематично, а
оставлять на стройплощадке – небезопасно, могут украсть. Были анекдотичные
случаи, когда у одного работника украли 1,5 литровую бутылку с водой чуть ли не
из-под носа. На стройке нет питьевой воды, только технического качества вода
из-под крана, поэтому кто-то позарился на бутылку с питьевой водой. Что
говорить об инструменте, его надежнее носить с собой. Кстати, чтобы вынести
свой же инструмент со стройплощадки нужно получать специальное разрешение от
службы безопасности, в котором указан перечень проносимого инструмента.
Переговоры с мастером и с начальником работ по поводу
оформления договора и выплаты аванса, а затем уже и заработанных денег ничего
не дали. Руководители лишь обещают выплатить заработанные деньги, но не
выплачивают. В бригаде нашего собеседника было 4 человека, вместе они
заработали за первую неделю 35 000 рублей. После того, как работодатель
обманул с выплатой аванса, трое перестали работать, пока им не заплатят то, что
они уже заработали, а наш собеседник продолжает ходить на стройплощадку, но
работы там для него нет из-за отсутствия материалов на складе. Сейчас он уже
нашел другую работу, но все же надеется получить заработанные им деньги. 
Наш собеседник обратился за помощью в Движение «Трудовой
Нижний Новгород», а также подал жалобы в прокуратуру и Роструд (Государственную
инспекцию труда по Нижегородской области). Проблема в том, что трудовые
отношения с ним не оформлены официально. Ему обещали подписать договор подряда,
но не сделали этого. При этом в данном случае речь уже можно вести не о
гражданско-правовых, а трудовых правоотношениях. Работодатели злоупотребляют
заключением с наемными работниками гражданско-правовых договоров подряда по
простой причине: работа та же самая, а платить работнику отпускные, давать
больничный, предоставлять другие социальные льготы не нужно. В действительности
же это трудовые правоотношения. Согласно
ст. 67 ТК РФ если трудовой договор не был оформлен в письменной форме, но
работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его
представителя, то трудовой договор считается заключенным. Поэтому у рабочих,
которым не выплатили зарплату, есть шансы защитить свои трудовые права в суде.
В данной ситуации поражает необычайная терпеливость рабочих.
Некоторые по два месяца работают бесплатно, покупают за свой счет крепежные
материалы для продолжения работы, используют свой личный инструмент и свою
спецодежду. Не смотря на то, что уже дважды рабочие угрожали начать забастовку,
никто так и не прекратил работу. Активисты движения «Трудовой Нижний Новгород»
несколько раз расклеивали листовки вокруг стройки с призывом к рабочим защищать
свои права, но только один человек, с которым мы и беседуем, откликнулся на наш
призыв. Другие рабочие хотя периодически выступают в СМИ с заявлениями о
задержках зарплаты, на какие-либо акции протеста явно не готовы.
Такая покорность рабочих может объясняться как раз тем, что
многие из них приехали из других регионов, и чувствуют себя здесь «на птичьих
правах». Также много рабочих из Таджикистана, Узбекистана и других бывших
советских республик. Им негде жить, кроме строительных бытовок. На территории
стройки действует столовая, где рабочих кормят три раза в день по электронным
карточкам-пропускам. Это повод оставаться на стройке и покорно ожидать, когда
же с ними соизволят рассчитаться за работу. Если начать протестовать, то из
вагончиков могут выселить, и окажешься на улице без денег. Другие рабочие,
особенно из других регионов, наоборот,
поработав непродолжительное время и увидев, что платить им за работу не
собираются, на последние деньги покупают билет домой и уезжают, списав потерю
денег на свою личную непредусмотрительность.
Выстроенная схема найма работников оставляет их юридически
незащищенными. Причем рабочие видят произвол, творящийся при попустительстве
властей, и это внушат многим мысль о бесполезности жалоб и защиты прав.
Строительство метро ведется к Чемпионату мира 2018 года, но
скорее всего, сдать станцию вовремя не удастся. На стройке уже говорят о том,
что приоритетным теперь является сдача
вовремя хотя бы стадиона, а про метро можно и забыть. От решительности рабочих в защите своих прав
теперь зависит, забудут ли о них тоже или же они все-таки добьются выплаты
заработанного и уважения к их человеческому достоинству.
Автор статьи: Алексей Поднебесный
|